антиквариат ювелирное искусство арт & дизайн искусство интерьера
антиквариат ювелирное искусство арт & дизайн искусство интерьера
антиквариат ювелирное искусство арт & дизайн искусство интерьера
антиквариат ювелирное искусство арт & дизайн искусство интерьера

Новости

27 Мая 2022

Кто основал первый в России провинциальный художественный музей?

Интересные факты из биографии художника Алексея Петровича Боголюбова.
Кто основал первый в России провинциальный художественный музей?

Перед вами этюд «Вёль. Нормандия» (1884) Алексея Боголюбова, внука Александра Радищева, воспитанника морского корпуса и прекрасного художника-мариниста, которого можно поставить в один ряд с лучшими европейскими мастерами этого жанра. Прежде чем поступить в императорскую Академию художеств, Алексей успел несколько лет прослужить морским офицером, и только случайная встреча с герцогом Лейхтенбергским перевернула судьбу юноши. Пораженный рисунками Боголюбова, герцог порекомендовал ему немедленно поступать в Академию, покровителем которой он являлся. Окончил Академию художеств Боголюбов с золотой медалью и получил должность художника главного морского штаба.

Представленный этюд из частного собрания В.И. Литвякова относится к периоду, когда художник окончательно обосновался во Франции. Для того чтобы максимально точно передать местность, Боголюбов использует технику фактурного мазка, который придал осязаемость каменистому берегу, влажному воздуху холодного моря и черепичной кровле строения с ее отчетливой и ясной архитектурой.

Однако не все знают, что через год после написания данного этюда, 29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея в городе Саратове, который основал Алексей Петрович Боголюбов – кстати, музею и художественному училищу он завещал всё своё состояние. В первый же день музей посетило более 2700 человек. Это совершенно небывалое явление в художественной жизни России воочию убеждало, насколько важным и необходимым было начатое Боголюбовым дело. Стоит напомнить, что в 1885 году Третьяковская галерея была частным собранием, а двери Русского музея открылись для широкой публики тринадцать лет спустя после создания музея в Саратове. Художник назвал музей в честь своего деда А. Н. Радищева, автора крамольного «Путешествия из Петербурга в Москву».

Музей, включенный в список особо ценных объектов культурного наследия РФ, когда-то был своего рода детонатором, взорвавшим культурную жизнь Саратовской губернии. Он не только открыл русское и европейское искусство жителям провинции, но и благодаря организованной здесь художественной студии дал мощный импульс для формирования целого направления: в юности здесь проводили немало времени художники рождавшейся на рубеже столетий «саратовской школы»: Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Виктор Борисов-Мусатов, чьи имена сегодня известны всему миру. Именно музей в одночасье сделал саратовскую «провинцию» одним из культурных центров России.

Картину «Вёль. Нормандия» можно увидеть на выставке «Передвижники. Русское искусство XIX — начала ХХ веков», представленной в  Тверской областной картинной галерее.

Выставка открыта до 28 августа.