В гости к Хозяйке Медной горы
11 Августа 2023Малахитовые каминные часы XIX века
Малахитовые каминные часы в виде русской избы являются редким образцом русских интерьерных кабинетных изделий декоративно-прикладного искусства в национальной стилистике. Их неординарность и эксклюзивность подчеркивает корпус, облицованный русским малахитом в технике «русская мозаика». В часах установлен дорогой французский механизм часовой фабрики «Братья Жапи и сыновья». На плате часового механизма медаль «Japy Freres et Cie, Medaille d'Honneur» с крестом ордена Почетного легиона в центре. Иностранные часовые механизмы в XIX веке часто использовались русскими мастерами для заказных подарочных представительских изделий. Часы эскизные, то есть выполнены на заказ по предварительному эскизу или рисунку профессионального архитектора или художника. Форма часов стилистически напоминает работы архитектора А. Гартмана.
Материалы – малахит и латунь, циферблат в виде эмалевых вставок с синими римскими цифрами, специфика малахитового рисунка и золочения позволяют датировать часы 1870-1880-ми годами. Эксперты предполагают, что часы могли быть изготовлены для экспонирования на Всероссийских художественно-промышленных выставках 1870 в Санкт-Петербурге, 1882 в Москве, или на научно-промышленной Сибирско-уральской выставке в Екатеринбурге 1887 года. Именно на этих выставках появились большие разделы художественных изделий декоративно-прикладного искусства и пропагандировались изделия из национальных материалов, в том числе малахита и других уральских камней.
Малахит – самый «русский» поделочный камень. Открытые в начале XVIII века Гумешевское и Меднорудянское месторождения на Урале положили начало русскому камнерезному искусству. Сначала малахит использовали для облицовки плоских поверхностей, например, столешниц. Позже научились покрывать малахитом вазы, чаши. Такие предметы русские императоры использовали как дипломатические дары. В начале XIX века малахит стал безумно популярен. Благодаря владельцам рудников Демидовым он стал широко известен в Европе. Они поставляли камень с уральских приисков в Рим, Париж, Неаполь и Флоренцию, заказывали предметы из него французским мастерам. При Николае I малахит начали использовать как материал для архитектурной отделки. Русский архитектор Брюллов оформил великолепную малахитовую гостиную в Зимнем дворце. Но шедевром малахитовой эпохи стали колонны главного алтаря Исаакиевского собора. Эффектный насыщенный цвет камня и возможность для мастеров проявить свой талант, создавая мозаичные узоры, сделали малахит популярным и узнаваемым на мировом рынке.
Принцип облицовки камнем еще в XVII веке использовали европейские мастера для снижения стоимости изделий из лазурита. Камень напиливали пластинами толщиной 1,5-4 мм и покрывали ими поверхность предмета из более дешевого камня или металла. Скрупулёзно подобранные кусочки камня создавали единую гладь с неразличимыми швами. Техника «русская мозаика» подразумевала терпеливый и тщательный подбор рисунка, в котором наиболее полно раскрывались художественные свойства камня.
Несмотря на то, что все уральские месторождения выбраны и закрыты, и малахит в России больше не добывают, он остается одним из прочных и узнаваемых символов страны. Ни один малахит, добываемый сейчас в мире, не может сравниться с уральским по цвету и красоте узора. Тем ценнее выполненные из него предметы.
Эти уникальные часы будут представлены в разделе «Антиквариат» на 49-ом Российском Антикварном Салоне в Гостином дворе с 22 по 26 ноября.