Портрет русской бабы
10 Ноября 2023Кисти Филиппа Малявина
Малявинские «бабы» узнаваемы, и своей цветовой экспрессией моментально притягивают взгляд. Бабы ведут себя так, как леди себе не позволят: от души пляшут, смеются - демонстрируют все грани чувственного начала. Героини Малявина не вульгарны и не пошлы, они представляют собою мир, свободный от условностей. Эта тема женских народных образов, найденная художником в 1890-х годах, разрабатывалась и совершенствовалась им до конца жизни.
Критики были почти сразу сражены: за русских крестьянок так всерьёз не брались со времён Аргунова и Тропинина. “В работах Малявина… чудится всегда невольная и смутная разгадка чего-то особенного в русском духе, какой-то отблеск пожаров, «красный петух» и запах крови, залившей русскую народную историю”, - писал современник. Игорь Грабарь, вспоминая своё посещение имения Малявина в 1900-е годы, отмечал особенность работы Малявина с маслом: «Владея хорошо рисунком и чувствуя форму, Малявин позволял себе роскошь таких фокусов и трюков, на которые немногие способны. Так, картина, которая стояла у него на мольберте – три толстолицых бабы, – была начата им без рисунка и без какой-нибудь наметки композиции, прямо красками по чистому холсту, притом с глаза одной из этих баб».
В истории русского искусства Малявина трудно соотнести с одним направлением. В 1899 году он создал конкурсную (выпускную) работу «Смех». Произведение было отвергнуто Советом Императорской Академии Художеств. Лишь благодаря ходатайству Репина и Василия Матэ Малявин получил за портреты звание художника без права пенсионерской поездки. Через год картина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 приобретена в коллекцию Международной галереи современного искусства в Венеции. Малявин приобрел европейскую известность, и, вдохновленный успехом, создал целую серию картин, изображающих русских крестьянок.
«Портрет русской бабы» – подлинное и узнаваемое произведение кисти великого русского модерниста, в чьем творчестве сплавились модерн, импрессионизм, реализм.