Новости

29 Января 2021

Первый Международный форум Art Moscow Online стартовал. Полет нормальный!

В мероприятии приняли участие более 80 спикеров-экспертов мирового арт-рынка, а его зрителями стали 130 000 пользователей из 76 стран.

«Несмотря на ограничения и ситуацию в мире, мне очень приятно сообщить о том, что многочисленная аудитория нашла силы, сплотилась и не осталась равнодушной к Art Moscow Online. Я хочу выразить благодарность всем спикерам, участникам и партнерам события за то, что вместе с нами вы провели этот впечатляющий день», — сказал Василий Бычков, директор форума Art Moscow Online, президент Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров, генеральный директор компании «ЭКСПО-ПАРК ВЫСТАВОЧНЫЕ ПРОЕКТЫ». Он подчеркнул, что затронувшие нас всех глобальные трансформации должны помочь создать более крепкую и надежную коммуникацию, которая позволит привлечь внимание широкой аудитории ко всем отраслям арт-сферы и искусства.

Посетители форума стали участниками 40 сессий, а красной нитью почти всех дискуссией стала тема пандемии и ее влияния, как на весь мир, так и на арт-сообщество в частности,  и каковы будут последствия ковидного локдауна в нашем будущем. 

Большинство спикеров отметили, что пандемия и локдаун имеют и свои благоприятные последствия. Так, вынужденная изоляция и невозможность проводить выставки, ярмарки и аукционы с физическим присутствием, ускорила процесс цифровизации и онлайн-активности всего арт-сообщества и арт-бизнеса. Так, на сессии «OVR и эффект присутствия. Новая форматы для аукционов и ярмарок»,  Бертольд Мюллер, управляющий директор по континентальной Европе, Ближнему Востоку и Африке Christie’s сказал, что 2020 год приучил аукционы к новой реальности и новым способам коммуникации с клиентами. Он рассказал, что 2/3 новых покупателей пришли к ним через новые технологии, те же – соцсети.  «Новые форматы не замена живой коммуникации, но мне нравится, что мы стали больше общаться с нашей аудиторией». Кстати, все спикеры отметили, что аудитория аукционов не только прибавилась, но и значительно помолодела. По словам Албана Фишера, экс-директора по цифровизации Art Basel, - «Соцсети дали 40% новых покупателей, и 45% из них – молодые люди до 40 лет». А Ирина Степанова, генеральный директор Sotheby’s в России, отметила, что безусловно онлайн-аукционы появились не сегодня, но если в 2018-м Sotheby’s провели 38 таких аукционов, в 2019-м – 100, то в 2020-м их было уже 150. – «То, что произошло бы неизбежно за 3-5 лет, произошло за 3 месяца», - резюмировала Ирина.

Технологический скачок в новую реальность пришлось сделать и музеям. Онлайн-выставки, онлайн-экскурсии, онлайн-лекции – все это было очень востребовано в пандемию. Не сказать, что у музеев не было соцсетей или они никогда прежде не делали виртуальных экскурсий. Но в 2020-м количество подобных форматов выросло в разы. Так, Владимир Определенов, заместитель директора по цифровому развитию ГМИИ им. А.С. Пушкина привел такую статистику: в 2019 году музей провел около 40 онлайн-мероприятий, а в 2020-м – 3 000 мероприятий, которые посетило в общей сложности 3 млн человек. Однако, на сессии «Эффект Бейонсе. Кто задает моду на искусство?», в которой участвовали директора таких институций, как Эрмитаж, Уффици и музей Виктории и Альберта, а модератором была Ольга Свиблова, директор МАММ, все в один голос отметили, что пандемия привела в музеи совершенно новую аудиторию людей, ранее не интересовавшихся искусством вовсе. Причем, если для МАММ – это люди 40+, то для Уффици – подростки 15-16 лет: «Мы видим, как увеличилось количество посетителей в возрасте 15-16 лет, которые ходят в музей с друзьями, пьют кофе с десертами на террасе. Важно предлагать не только интересные выставки, но и хорошую еду в музее. Две недели назад началась программа «Уффици на тарелке», где мы привлекаем поваров со звездами Мишлен», - рассказал директор Галереи Уффици Айке Шмидт.

Безусловно, на форуме поднимался вопрос и об изменении концепций и алгоритмов для ярмарок. Кажется, мир уже никогда не станет прежним, и их организаторы убедились, что люди готовы покупать произведения искусства через интернет, даже ни разу не увидав предмет воочию. Если смотреть с этой точки зрения, то презентация на форуме еще одного проекта организаторов – Василия Бычкова и Кирилла Игнатьева, кажется как нельзя кстати. Речь идет о портале «ЦДХ онлайн». «ЦДХ онлайн — это постоянное продолжение сегодняшнего форума. Мы попытаемся агрегировать качественный российский рынок искусства, не являясь его игроками, а представляя современную площадку. На ней можно будет сделать покупки, посетить виртуальные выставки закрытых для доступа частных коллекций, узнать новости арт-календаря, послушать лекции, пройти мастер-классы. Как и на форуме, нашими экспертами и преподавателями станут ведущие мировые деятели арт-сферы. Новый портал — это маркетплейс для искусства», — поделился со зрителями Кирилл Игнатьев.

Глобальные последствия пандемии и внедрение новых технологий также стали лейтмотивом сессий с художниками. Впрочем, последние всегда отличались креативностью и любовью к экспериментам. Пьер Фотрель рассказал, как арт-группа Obvious в своей работе использует искусственный интеллект: «Для нас ИИ — это художественный инструмент, кто-то использует краски, кто-то камеру. Мы стали изучать и применять эту технологию, когда заметили страх и непонимание у людей. Мы считаем важным донести до зрителя то, что технологический прогресс и соединение приемов искусства дают новые возможности для создания арт-объектов и выражения художников».

Подытожил мысль об изменении языка искусства художественный директор Acute Art Даниэль Бирнбаум: «Пару раз в столетие возникает новая визуальная технология, которая меняет представление об искусстве. Внедрение VR и AR представляет собой трансформацию, сравнимую с появлением телевидения или электричества. Когда появляются новые средства художественной выразительности — возникает и поле для экспериментов. Иногда этот период наиболее интересен с художественной точки зрения. Такой период сейчас».

Организаторы мероприятия огласили свою цель — сделать форум площадкой глобальной дискуссии в области искусства, задающей повестку и определяющей тренды предстоящего года: «Davos для мира искусства»!

Форум Art Moscow Online посетили участники из более, чем 76 стран — Беларусь, США, Украина, Франция, Казахстан, Великобритания, Ирландия, Германия, Италия и других. 

Если вы по каким-либо причинам пропустили форум, то запись всех сессий будет доступна на его сайте бесплатно в течение полугода. Присоединяйтесь!