Новости

16 Апреля 2021

Спецпроект: Искусство «тихой жизни»

Западноевропейский и русский натюрморт XVII—XX веков из частных собраний
Спецпроект: Искусство «тихой жизни»

Выставочный спецпроект 46 Российского Антикварного Салона посвящен натюрморту. Этот жанр изобразительного искусства получил самостоятельное развитие лишь в XVII веке в Нидерландах. Мастера натюрморта виртуозно передавали материальное бытие вещей, их объем, цвет и фактуру, а также их живую связь с деятельностью человека. Зрителей буквально завораживала «мертвая натура» (ведь именно так переводится слово натюрморт с французского). Полотна, иллюзорно воспроизводившие неодушевленные предметы, экзотические растения, животных и птиц, постоянно украшали интерьеры роскошных дворцов аристократии и скромных жилищ бюргеров. Натюрморт сразу стал важным предметом коллекционирования и всегда высоко ценился на международном антикварном рынке.

Выставка показывает натюрморт иностранных и отечественных мастеров на протяжении достаточно большого временного отрезка – 400 лет. Все живописцы, представленные в экспозиции, каждый по-своему, блистательно показали «тихую жизнь» (анг. Still life) предметного мира: фарфоровых ваз и стеклянных бутылок, роскошных садовых и скромных полевых цветов, морских моллюсков и насекомых. Редкие экземпляры жанра большей частью скрыты в частных собраниях. Сделать их достоянием широкого круга зрителей – цель нашего выставочного проекта. На выставке демонстрируются более тридцати экспонатов, любезно предоставленных коллекционерами Москвы и Санкт-Петербурга.

Открывает ретроспекцию цветочный натюрморт Яна Брейгеля Младшего – продолжателя традиций своего отца, Яна Брейгеля Бархатного, стоявшего у истоков типа «цветочный букет» в жанре натюрморта. Здесь же зритель увидит работу фламандца Франса Снайдерса, виртуоза в объединении несхожих элементов натюрморта в единое логичное целое, и работу французской художницы XVII века Луизы Муайон, работавшей во фламандской традиции и выполнявшей заказы королей.

Важной фигурой голландской школы натюрморта был Балтасар ван дер Аст. Причудливой формы ракушки, изображенные в его работе «Цветочный натюрморт с раковинами», отражают практику семнадцатого века - коллекционирование этих красивых и необычных предметов из чужих земель. Любопытные экзоты выставлялись в специальных шкафах и часто использовались в качестве своего рода моделей для картин «тихой жизни». Хрупкие створки раковин намекали на быстротечность жизни и неизбежность смерти.

Стилистикой фламандских и голландских натюрмортов XVII века увлекались русские жанристы середины XIX столетия. Примером тому служит представленный на выставке «Натюрморт с битой дичью» (1861) кисти В.А.Лобова, выпускника МУЖВ, удостоенного академического звания неклассного художника. По иллюзорной тщательности и натуралистичности исполнения картина выполнена на достаточно высоком профессиональном уровне.

Расцвет натюрморта в России приходится на начало двадцатого столетия. В произведениях живописцев различных художественных объединений и стилистических направлений традиционный жанр обрел новую жизнь. Так, представители «Бубнового валета» (А.Лентулов, И.Машков, П.П. Кончаловский, А.Куприн) утверждали преимущество предмета и предметности в противовес пространству, что составляло их главный принцип в искусства натюрморта. Они исповедовали здоровый материализм, влюбленность в яркую плоть вещей, грубоватую, почти лубочную выразительность.

Русский импрессионист И.Э.Грабарь в «Натюрморте с яблоками и черной шалью» (начало 1900-х) органично соединяет предметы – и по содержанию и чисто живописно – с жизненной средой, в которой живет человек. Художник Ф.Богородский вспоминал о «веселых годах московского футуризма», когда он работал вместе со «столпом бунтующего искусства» - В.Маяковским. Примером подобного эксперимента служит его «Кубофутуристический натюрморт» (сер.1910-х).

Лучшие достижения русского натюрморта начала XX века стали важным источником художественного опыта в искусстве послереволюционного периода. В СССР 1920-х годов велись бурные дискуссий о том, какое искусство нужно новому времени. В этом споре заняла свое уникальное место Н. Удальцова, одна из так называемых "Амазонок русского авангарда". В нашей экспозиции выделяется ее работа, в которой художница не только ушла от формальных решений кубистического прошлого, но и не отразила пафоса тогдашней советской живописи. На выставке демонстрируются также произведения художников, вынужденных жить за пределами Советской России: «невесомая графика» парижского периода М.Ларионова («Натюрморт с цветами и картиной», 1920-е) и декоративная живопись Р.Бирчанского («Букет роз на синем фоне», конец 1920-х-начало 1930-х).

В работе А.А.Пластова «Натюрморт с зубровкой» (1939) отражена реальность советской жизни и весомая значимость, раскрывавшаяся в те сложные годы в простых прозаических вещах. Скромный цветочный натюрморт А.Дейнеки конца 1950-х годов можно рассматривать как предтечу искусства «Оттепели», которое ярко проявилось в «Натюрморте со штофом» (1960-е) кисти А.В.Васнецова.